Армия в период реформ Юстиниана Некоторую стабильность и подъём византийская армия пережила во время реформ императора Юстиниана. Ко времени правления Юстиниана империя благодаря стабилизации экономики была в состоянии содержать хотя и небольшие, но хорошо вооружённые и обученные воинские контингенты.
Армия подразделялась на полевую армию и гарнизонные части. Собственно византийские силы были подразделены на отряды-нумерии численностью 200—400 воинов под командованием офицеров-трибунов. В каждом провинциальным городе располагались 1-2 нумерия.
Наёмные кавалерийские войска подразделялись на лёгкую конницу федератов и тяжёлую конницу катафрактариев. Отряды конных лучников-гиппотоксатов составляли воинскую элиту империи. Полевую армию сотавляли так называемые комитаты.
Зачастую они были ненадёжны, так как были более преданны своим командирам-вербовщикам, которым приносили клятву верности, чем императору. Таким образом, надёжность комитатов зависела прежде всего от верности их командиров императору.
Тем не менее, комитаты были основой для формировании будущей постоянной армии. Ядром комитатов были букелларии — личная гвардия императора и дружины частных лиц.
При Юстиниане престиж службы и привилегии военным возросли, благодаря чему Византия в многочисленных войнах могла опереться и на собственные контингенты. В отрядах федератов, помимо варваров, стали служить и жители империи. Основными источниками рекрутов были Южная Анатолия и Иллирия. Повысился процент добровольцев.
Тем не менее, германские наёмники продолжали составлять значительную часть армии. Лучшие тяжеловооружённые кавалерийские части формировались из готов. В 575 году было сформировано элитное подразделение из готов, получившее название «оптиматы».
Оно было расквартировано в Вифинии в VI—VII вв.
В армии было много остготов, переселившихся в империю из Италии под натиском лангобардов.
Они служили преимущественно в коннице. Остальные остготы служили лучниками в пехоте.
Помимо готов, в византийской армии служили выходцы из Судана, а также берберы, арабы и гунны.
" Не тот велик, кто ни когда не падал,
а тот велик, кто падал и вставал"