Четверг, 28.03.2024, 12:03
Приветствую Вас ПОСТОРОННИЙ | RSS
Welcome to the world of Studio GRELIKTIKON
Главная
Регистрация
Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР" » Историческая энциклопедия Античного периода » История Руси » Тотемизм
Тотемизм
fear-ogameДата: Суббота, 13.03.2010, 12:40 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 3341
Награды: 3
Статус: Offline
Тотемизм

Тотемизм - это не религия в исходном понимании этого слова, а религизоно-социальная система, в в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Тотемом как таковым становится класс объектов (но не отдельный индивид), которому та или другая первобытная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) — оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по видимому, древними) тотемами были животные.

Тотемы

В качестве тотема встречаем ветер, солнце дождь, гром, воду, железо (Африка), даже части разрозненных животных или растений, например, главу черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но пуще счастливо — классы животных и растений. Так, например, сев. американское племя Ojibway состоит из 23 х родов, каждый из которых считает своим тотемом особенное животное волк медведь, бобр, карп, осётр, утка змея и т. д.); на золотом берегу в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где тотемизм необыкновенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и эндемическое население.

Это показывает, как крепко тотемистические понятия отражаются на всем миропонимании дикого анимиста. — первый признак тотемизмзаключается в том, что тотем считается хайком разрешенной общественной группы и каждый индивид обожествленного класса — кровным свойственником, сородичем каждого члена группы его поклонников Если тотемом, например, служит ворона то она считается реальным прародителем данного рода и каждая птица — сородичем. В ингрессии теротеистического культа, предшествовавшего тотемизм, все предметы и явления природы человечку представлялись человекообразными существами в образе животных (см. Теротеизм), и потому то чаще всего тотемами являются животные. Эта вера в родство с тотемом не символична, а в высочайшей степени реальна.

У многих племён убийство тотема чужеродцем требует такой же мести, или виры, как убийство родича. В английской Колумбии очевидцы такого убийства прячут лицо от стыда и потом требуют виры. В давнем Египте непрестанные кровавые распри между номами возникали по поводу убийства тотемов.

При встрече с тотемом, а в некоторых местах — даже при выставлении напоказ знака тотема, его приветствуют, отвешивают ему поклоны бросают перед ним ценные вещи. При выкапывании трупа тотемного животного выражают сожаление и устраивают ему торжественные похороны. Даже племена, допускающие употребление в пищу тотема, стараются употреблять его в экономном количестве (центр. Австралия), избегают убивать его во сне и непременно дают безнравственному виртуальность спастись.

Австралийцы из Mount Gambier убивают обожествленное животные только в случае голода и при этом выражают сожаление, что убили "своего друга, свою плоть". Тотемы, в свою часть, как верные родичи, к тому же располагающие неестественными силами, оказывают подобным по крови поклонникам покровительство, содействуя вещественному их благоденствию, защищая от козней земных и неестественных недругов, предупреждая об злокачественности сова на Самоа), подавая сигналы к походу (кенгуру в Австралии), предводительствуя на афине и т. д. Если тотем — даже опасный волк, он обязательно должен щадить единокровный род.

В Африке, например, у родов тотема змея новорождённых подвергают особенному искушению змеёй: если змея не тронет ребёнка, он считается законнорожденным, в противном случае его убивают как инородного. Австралийские мури называют обожествленное животное "своей плотью". В Австралии, где существуют половые тотемы, женщины считают представителей своего тотема своими сёстрами, мужчины — братьями, а тех и других — своими поголовными предками. Многие тотемные племена верят, что дальше смерти всякий человек обращается в животное своего тотема и, следовательно каждое животное — пропавший родственник. У рода буйвол племени Omahas (Сев. америка угасающего заворачивают в шкуру буйвола, лицо выкрашивают в значок тотема и обращаются к нему так: "Ты идёшь к буйволам! Ты идёшь к своим родоначальникам! Будь крепок!" У индейского племени Zuni, когда приносят в дом обожествленное животное — черепаху, её приветствуют со слезами на глазах: "О бедный погибший сын, отец, сестра брат, дед! Кто знает, кто ты?" — Поклонение тотему прежде всего выражается в том, что он является строгим табу; когда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то обыкновенно избегают убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру если это дерево или другое растение — избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его.

В Сенегамбии туземцы убеждены, что скорпионы не трогают своих поклонников У бечуанов, тотемом которых служит крокодил, так безмерно убеждение в его благожелательности, что если человека укусил крокодил, если даже на него брызнула вода от удара хвостом крокодила по воде, он изгоняется из рода, как безусловно побочный хрен его. — Для снискания наполненной благожелательности своего тотема, девственный человек употребляет самые разнообразные средства. Раньше счастливо он старается приблизиться к нему внешним уподоблением. Так, у племени Omahas (С. Сша) хлопчики рода буйвол завивают на главе 2 локона волос, наподобие рогов тотема, а род черепаха оставляет 6 локонов, в уподобление ногам, голове и хвосту этого безнравственного. Botoka (Африка) выбивают вышние ведущие зубы, чтобы уподобиться быку, своему тотему и т. д. Торжественные пляски многократно имеют целью подражание движениям и звукам тотемного животного В Африке иногда вместо вопроса к которому роду или тотему принадлежит человек, спрашивают его, который танец он танцует. Многократно с той же целью уподобления во время духовных коронаций надевают на лицо маски с изображениями тотема, одеваются в скоры обожествленных животных, украшают себя их перьями и т. д. Отклики этого рода встречаем даже в актуальной Европе. У полдневных славян при рождении ребёнка старуха выбегает с гиком: "Волчица родила волчонка!", после чего ребёнка продевают через волчью шкуру а кусок волчьего глаза и сердца зашивается в рубашонку или вешается на шее. Для полного закрепления потомственного союза с тотемом, девственный человек прибегает к тому же средству, как и при одобрении постороннего в члены рода и при заключении междуродовых союзов и мирных договоров т. е. к договору крови.

Натирание тела кровью тотема обратилось со временем в раскрашивание и аналогичные симулирующие обычаи. Ценным средством для применения сверхъестественного покровительства тотема считается непрерывное близкое наличие его. Почему часто тотемные животное откармливаются в пленении, например, у горцев Формозы, которые содержат в клетках змею и парда, или на о ве Самоа, где держат при домах угрей. Оттсюда выработался впоследствии обычай содержать животных в храмах и воздавать им подходящие почести, как например в Египте. Самым первым средством для соприкосновения с тотемом считается вкушение тела его. Периодически раз в год, а в спешных случаях и чаще члены рода убивают тотемное животное и возвышенно, при выдерживании цельного ряда обрядов и коронаций, съедают его, пуще счастливо без остатка с костями и внутренностями. Родственный же обряд имеет место и в том случае, когда тотемом является растение. Отклики этого родового вкушения яств находим в украинской рождественской куте, литовской Samboros, эллинистической и т. д. Обычай этот, по воззрениям тотемиста, абсолютно не является досадным для тотема, а, наоборот, весьма приятным ему. Когда процедура носит подобный характер, как словно убиваемое животное совершает акт самопожертвования и жаждет быть поеденным своими болельщиками. Гиляки, хотя и вылезшие из тотемного быта, но ежегодно торжественно убивающие медведя во время так наз. медвежьего праздника убежденно говорят, что медведь сам даёт подходящее местечко для летального удара.

Когда обряд духовного убиения имеет целью или терроризирование тотема примером убиения некоторых представителей его класса, или же высвобождение души тотема для соблюдения в лучший мир. Так, у рода червей племени Omahas (Сев. америка если черви наводняют ниву, их ловят немного штук, толкут вместе с зерном и потом едят, веря, что это предохраняет ниву на один год. У племени Zu n i раз в год отправляют демонстрацию за тотемными черепахами, которых, дальше самых жарких пожеланий, убивают и хоронят мясо и кости, не вкушая, в речке, чтобы они могли вернуться к нетленной жизни.

Недавно двумя изыскателями Австралии, Б. Спенсером и Гилленом, открыты новые преценденты тотемизм — церемонии inticiuma. Все эти церемонии совершаются в начале вешнего сезона, раунда цветения растений и размножения животных, и имеют целью вызвать море тотемных видов. Обряды исполняются всегда на одном и том же месте, жилище духов рода и тотема, адресуются определённому выразителю тотема, которым служит либо янтарь, либо неестественное изображение его на земле проход к частным боежствам и представлениям) почти всегда сопровождаются жертвой крови тотемистов и заканчиваются официальным вкушением недозволенного тотема; дальше чего просто разрешается и вообще бережливое употребление его в пищу.

В тотемизме, как в зародыше, заключаются уже все важнейшие элементы будущих стадий духовного воспитания: свойство божества с человечком (божество — отец своих поклонников табу, запретные и не запретные животное позднейшие чистые и нечистые), жертвоприношение безнравственного и непременное вкушение тела его, выделение из тотемного класса элитного индивида для преклонения и содержание его при пристанищах предстоящее животные — божество в храме Египта), отожествление человечка с божеством тотемом противоположный антропоморфизм), власть религии над общественными расположениями, санкция коллективной и приватной морали (см. Дальше) наконец, вспыльчивое и злопамятное заступничество за оплеванное тотемное божество.

В нынешнее время тотемизмявляется единственной формой религии во всей Австралии. Он господствует в Сев. Америке и найден в всеобъемлющих пентаметрах в Южн. Америке, в Африке, среди неарийских общностей Индии, а пережитки его существуют в религиях и повериях больше культурных народов. В Египте тотемизмпроцветал ещё в важное время. В Греции и Риме, несмотря на человекоподобный культ, встречаются достаточные следы тотемизмМногие роды имели героев эпонимов, имевших имена животных, нап
ример, Сriо баран Kinos собака и, т. д. Мирмидоны древние фессалийцы, считали себя правнуками муравьев. В Афинах воздавали культ герою в форме волка и всяческий, убивший хищника, обязан был устроить ему похороны. В Риме поклонялись дятлу каковой был посвящён марсу и не употребляли его в пищу. Черты тотемистических коронаций заметны в тесмофориях, содержавших целью гарантировать плодородие земли и людей.

В древней Индии черты тотемизмдостаточно явственны в культе животных и деревьев и запретах на употребление их в пищу (так называемые теротеизм). тотемизм— не только религиозный, но и социально просвещенный институт. Он давал верховную религиозную санкцию родовым открытиям. Важнейшие устои рода — защищенность жизни сородича и происходящая из неё обязанность мести, недоступность тотемного культа для лиц чуждой гости, необходимая наследственность тотема в мужской или женской линии, устанавливавшая раз навсегда контингент лиц, принадлежащих к роду, наконец, даже правила сексуальный регламентации — все это самым сжатым образом связано с культом потомственного тотема.

Только этим можно объяснить крепость тотемных уз, ради которых люди многократно жертвовали самыми интимными кровными узами: во время войн сыновья шли против отцов, жены против мужей и т. д. Фразер и Джевонс считают тотемизмглавным если не единственным зачинщиком одомашнивания животных и культивирования растений. Запрет на применение в пищу тотемного безнравственного крайне благоприятствовал этому, почему что удерживал падкого к пище дикаря от ветреного уничтожения важных животных в период одомашнивания. Ещё до записного времени пастушеские народы избегают убивать своих домашних животных не по бережливым предположениям, а в силу религиозного переживания. В Индии убиение коровы считалось известнейшим религиозным преступлением.

Правильно так же обычай хранить из года в год колосья, зерна и плоды тотемных деревьев и растений и периодичное вкушение их для религиозных целей должны были привести к попыткам насаждения и разведения. Многократно это являлось даже религиозной надобностью, например, при перемещениях на новые места, где не было тотемных растений и приходилось их напряженно разводить.


" Не тот велик, кто ни когда не падал,
а тот велик, кто падал и вставал"
 
fear-ogameДата: Суббота, 13.03.2010, 12:41 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 3341
Награды: 3
Статус: Offline
http://overtone.ru/info/totemizm/

" Не тот велик, кто ни когда не падал,
а тот велик, кто падал и вставал"
 
"ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР" » Историческая энциклопедия Античного периода » История Руси » Тотемизм
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024