Среда, 24.04.2024, 08:10
Приветствую Вас ПОСТОРОННИЙ | RSS
Welcome to the world of Studio GRELIKTIKON
Главная
Регистрация
Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР" » Историческая энциклопедия Античного периода » Римская Империя » Табелярий и бередос (Курьеры государственной почты)
Табелярий и бередос
fear-ogameДата: Четверг, 30.07.2015, 10:38 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 3341
Награды: 3
Статус: Offline
Табелярий и бередос

Источник: http://world-post.org/novost/?n=7

=====================================



Самым мощным государственным образованием античного мира, безусловно, является Древний Рим. Этот город не только подчинил себе Апеннинский полуостров, но и раскинул свои владения на огромную территорию: от Британии до Северной Африки и от Пиренейского полуострова до Сирии.
Связь столицы с удалёнными провинциями стала для Рима насущной необходимостью.Для этого была построена, невиданная ранее, сеть добротных, вымощенных камнем, дорог. Их общая протяжённость уже во времена Гая Юлия Цезаря составила 150 тысяч километров.

Кстати, крылатое выражение "Все дороги ведут в Рим" не столь метафорично, как кажется на первый взгляд. Самые старые и широкие дороги действительно подобно лучам сходились в столице империи. Именно по этим дорогам из Рима отправлялись легионы на войну или для подавления мятежей.



Аппиева дорога, сохранившаяся до наших дней.Хотя основы регулярной государственной почтызаложил ещё Юлий Цезарь, свой канонический вид она приобрела при Августе. Именно он объединил все маршруты в единую сеть, которая называлась "курсус публикус". Эта почта контролировалась лично императором и предназначалась исключительно для государственных нужд. Управляющие почтой госчиновники должны были обязательно иметь «диплом» - документ, удостоверяющий их заслуги перед государством. В провинциях почтовую службу контролировали наместники, а её содержание полностью ложилось на плечи местного населения, которое должно было поставлять почте повозки, лошадей и всадников.Пешие гонцы назывались "табеляриями". Знаком отличия римских курьеров стал головной убор, украшенный сначала перьями, а затем - стилизованными крылышками. Ведь подобный крылатый шлем носил Меркурий - посланник богов и покровитель торговли.



Срочные сообщения доставлялись конными гонцами, а ценные госгрузы перевозили на телегах. Конных гонцов называли "бередос" - от персидское слова "берд", означающего "вьючное животное".
Не во все римские провинции можно было добраться по суше, и в этом случае дляперевозки почты использовали кораблиСенека, из "Писем к Люцилию":
«Внезапно сегодня у нас появились корабли из Александрии, которые обычно идут впереди и возвещают о прибытии следующего за ними флота. Поэтому их также называют почтовыми кораблями».Главным достоинством "курсус публикус" стала хорошо налаженная система дорожных почтовых станций.
Станции делились на две категории. Так называемые "мансио" представляли собой благоустроенные постоялые дворы, окрашенные в красный цвет. Здесь гонцов ждали не только ночлег и пища, но и обширная сеть услуг. "Мансио" заправлял начальник-манцепс, под руководством которого были "стационарии" (смотрители конюшен), "гиппокомы" (конюхи), "мулионы" (погонщики мулов), "муломедикусы" (ветеринары) и "карпентарии" (смотрители повозок).
Считают, что именно из латинского выражения "mansio posita in..." ("Станция, расположенная в каком-либо пункте") впоследствии и вычленилось современное понятие "post" - "почта".

Кроме того, между двумя "мансио" располагалось 6-8 промежуточных малых станций - "мутацио", которые служили, прежде всего, для смены лошадей.



«Курсус публикус», реконструкция Л. Бургера.Чтобы обеспечить безопасность движения римляне вдоль важных путей разбивались военные лагеря, которые заодно выполняли и функции стройбата - т.е. чинили дороги.

На оживлённых перекрёстках даже возникли специальные стены, играющие роль своеобразных газет. Каждый писал на них всё, что вздумается - от новостей и объявлений до эпиграмм и любовных записок вроде "Марк любит Елену". Недаром какой-то шутник начертал на одной из таких стен следующее: "Я удивляюсь тебе, стена, как ты не рухнешь, продолжая нести столько дрянных надписей".О том насколько эффективной была "курсус публикус" свидетельствует следующий факт. Если Юлий Цезарь, постоянно сменяя лошадей, мог покрыть в день не более 100 миль, то император Тиберий, пользуясь услугамипочтовой службы, продвигался вдвое быстрее. В результате правители Римской империи получали свежие новости достаточно регулярно.А вот частную переписку вести через госпочту запрещалось. Поэтому самые зажиточные из римских граждан имели своих собственных гонцов из числа рабов. В день такой скороход мог пройти около 70 км. Если же послание надо было отправить на дальнее расстояние, то его передавали посредством торговцев или путешествующих знакомых. Правда, и доходили такие послания не в пример медленнее государственных. Известен случай, как некто Август (не император) получил письмо лишь спустя девять лет.Сенека, из "Писем к Люцилию":
«Твоё письмо я получил лишь через много месяцев после отправки. Поэтому я счёл излишним распрашивать доставившего его человека о твоем житье-бытье».К сожалению, наработки римлян оказались надолго забыты, после того, как империя пала под натиском варваров, и Европа надолго погрузилась в "тёмные века". Упадок почтовой связи был настолько сильным, что даже в XVI веке гонец передвигался в полтора раза медленнее, нежели римский курьер во время расцвета "курсус публикус".


" Не тот велик, кто ни когда не падал,
а тот велик, кто падал и вставал"
 
fear-ogameДата: Четверг, 30.07.2015, 16:48 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 3341
Награды: 3
Статус: Offline
Курье́р (фр. courrier — бегун от лат. currere — бегать, быстро двигаться) — человек или компания, нанимаемые для доставки сообщений, писем, иной корреспонденции, а также небольших грузов.

В античное время и средние века курьерами называли посыльных, конных гонцов, доставлявших секретную и дипломатическую почту. Таковой, например, была введенная в Римской империи Августом государственная курьерская служба, называвшаяся cursus publicus.

Курьерская служба и охрана

Cursus publicus — почтовая служба Римской империи активно пользовалась римскими дорогами. Курьеры быстро доставляли сообщения и новости во все уголки Империи. Почтовая служба была так хорошо налажена, что при благоприятных условиях курьеры на повозках могли в день проехать около 75 км (для сравнения почтовые службы в середине XVI века обычно могли в день преодолеть не более 45 км).

Курьеры в основном ездили на cisium с установленными на них коробами. Если послание было срочным, то верхом на лошадях. Курьеры носили характерные кожаные головные уборы, которые назывались petanus. Почтовая служба была довольно опасным занятием, так как курьеры часто являлись целью для разбойников и врагов империи. Частную переписку состоятельных людей перевозили рабы tabellarii (лат. посланец, гонец).

Так как быстро стало ясно, что передвижение по дорогам не так безопасно, как хотелось бы, то вдоль путей начали строить оборонительные сооружения и ставить военные лагеря. Они следили за порядком на дорогах. Некоторые оборонительные сооружения превратились со временем в настоящие крепости. Кроме того, гарнизон часто был задействован в ремонтных работах на дорогах.


" Не тот велик, кто ни когда не падал,
а тот велик, кто падал и вставал"
 
fear-ogameДата: Четверг, 30.07.2015, 16:50 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 3341
Награды: 3
Статус: Offline
Гражданские, военные и священные памятники

Вдоль дорог находились и различные культовые и священные места, например, храмы, которые строились для духовной поддержки путников и в честь богов, защищающих путешественников. Путники молились Меркурию, богу торговли и покровителю путешественников, Диане, защитнице дорог и разным местным богам. Богам давались разнообразные подношения — деньги, вещи, пища и т. п.

Мавзолеи и трофеи возводились вдоль дорог императорами или другими состоятельными людьми. Они прославляли императоров, военачальников, рассказывали о победах римских войск.


" Не тот велик, кто ни когда не падал,
а тот велик, кто падал и вставал"
 
fear-ogameДата: Четверг, 30.07.2015, 16:52 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 3341
Награды: 3
Статус: Offline
Почтовые станции, постоялые дворы и склады

Mutatio (лат. место смены лошадей, почтовая станция) — станции, которые располагались вдоль дороги через каждые 10-15 км и предназначались для недолгой остановки путешественников и смены лошадей.

На каждые три почтовые станции приходилось по одному mansio (лат. место отдыха, привал, ночлег, остановка). Они были удалены друг от друга на расстояние от 25 до 50 км. Чтобы их было легче отличить от обычных почтовых станций, здания mansio красились в красный цвет (в Италии до сих пор дома путевых обходчиков красят в красный). В постоялом дворе делами заправлял caupo (лат. кабатчик, трактирщик). Эти остановки были хорошо оборудованы и здесь путники могли провести ночь, поесть, поставить лошадей в конюшню — stabulum, воспользоваться услугами кузнеца или тележника. Иногда вокруг таких станций впоследствии разрастался целый город (например, Рейнцаберн в Германии или Саверн в Эльзасе).

До наших дней дошло много источников, описывающих постоялые дворы. Эти tabernae (лат. харчевня) часто имели очень плохую репутацию, поэтому путешественники предпочитали разбивать лагерь недалеко от них, либо жить в deversorium (лат. постоялый двор, гостиница), предназначенных для состоятельных людей, или же, пользуясь законами гостеприимства (hospitium), селиться у местных жителей, к которым они имели рекомендательные письма.

Кроме постоялых дворов на дорогах стояли horrea (лат. амбар, житница, склад), которые находились в ведении службы cura annonae (попечение о снабжении продовольствием столицы Империи; лат. annonae curam agere — заботиться о продовольствии).


" Не тот велик, кто ни когда не падал,
а тот велик, кто падал и вставал"
 
fear-ogameДата: Четверг, 30.07.2015, 16:53 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 3341
Награды: 3
Статус: Offline
Здания и памятники

Войскам не требовались специальные места отдыха по пути следования, так как все необходимые вещи они несли с собой, а в случае привала разбивали военный лагерь. Для большего удобства других путешественников, римские строители ставили вдоль дороги станции, которые получили название mutationes и mansiones. Для удостоверения личности путники должны были иметь с собой паспорт.


" Не тот велик, кто ни когда не падал,
а тот велик, кто падал и вставал"
 
fear-ogameДата: Четверг, 30.07.2015, 16:54 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 3341
Награды: 3
Статус: Offline
Дорожные сооружения

Строительство римских дорог не заканчивалось прокладкой собственно дороги. Для удобства путешественников на пути устанавливались дорожные указатели, строились мосты через водные преграды и т. п.

Мильные камни

Основная статья: Мильный камень
Для того чтобы ориентироваться на местности, римские инженеры через определенные промежутки воздвигали на обочинах viae publicae и vicinales мильные камни (miliarium). Они представляли собой цилиндрические колонны высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см. Колонны стояли на кубических основах, углубленных в землю примерно на 60-80 см. Весили мильные камни более 2 тонн. Эти столбы, в отличие от современных дорожных указателей, не ставились через каждую милю. На них указывалось расстояние до ближайшего населенного пункта.

Мильный камень XXIX с Via Romana XVIII, идущей от Браги до Астроги
На верхней части каждого мильного камня (так как путешественники чаще всего ехали верхом на лошадях или сидели в повозках, то им все было хорошо видно) находились надписи: имя императора, по указу которого строилась или ремонтировалась дорога, его титулы, несколько слов о возникновении камня (был ли он поставлен здесь после строительства или ремонта дороги) и расстояние от данной точки до ближайшего населенного пункта, большого дорожного перекрестка или границы. Расстояния римляне исчисляли в милях. Римская миля (лат. milia passuum) равнялась 1000 двойных шагов и составляла примерно 1,48 км. На некоторых дорогах такие указатели ставились позже, чем строилась сама дорога (например, на Домициевой дороге), поэтому и расстояния указывались уже в других единицах.

В 20 году до н. э. Октавиан Август стал уполномоченным по делам римских дорог. Он установил на Римском форуме недалеко от храма Сатурна Milliarium Aureum (лат. золотой мильный камень). Предполагалось, что все дороги начинались от этого позолоченного бронзового монумента. На нём были перечислены крупнейшие города империи и расстояние до них.


" Не тот велик, кто ни когда не падал,
а тот велик, кто падал и вставал"
 
fear-ogameДата: Четверг, 30.07.2015, 17:05 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 3341
Награды: 3
Статус: Offline
Agentes in rebus

Agentes in rebus (греч. ἀγγελιαφόροι или μαγιστριανοί) — римская тайная полиция и курьерская служба.

Точная дата создания этого учреждения неизвестна. Впервые аgentes in rebus упоминаются в 319 году. Время создания можно также датировать эпохой реформ Диоклетиана или самым концом III века. Agentes in rebus заменили основанную ещё при раннем принципате службу ставших совсем ненавистными населению фрументариев. Эта тайная полиция попала под юрисдикцию магистра оффиций, поэтому на греческом языке их называли magistrianoi. В результате реформ Диоклетиана служба фрументариев была упразднена. Центральному управлению империи по-прежнему были необходимы курьеры и аgentes in rebus выполняли эту роль. Первоначально они служба отправки курьеров, но в конечном счете принимали множество обязанностей — само название службы переводилось как «те, кто принимают активное участие в вопросах». Служба действовала и во времена Византийской империи вплоть до её упразднения в начале VIII века, когда полномочия магистра оффиций были переданы логофету дромов. Последнее упоминание об аgentes in rebus мы находим в хронике Феофана Исповедника, где magistrianos Павел участвовал в посольстве в 678 году к арабам.

Agentes in rebus были сформированы при дворцовых схолах, что позволяет считать эту службу военной. В самом деле, аgentes in rebus были разделены на пять рангов, названия которых были взяты из армии: всадники, циркиторы, биархи, центенарии, дукенарии. Каждый член службы мог перейти в другие отделы правительства. Кодекс Юстиниана также отмечает, что аgentes in rebus пользуются защитой от судебного преследования по гражданским и уголовным делам, если это решение не санкционировано магистром. Старшие аgentes in rebus регулярно назначались на должность принцепса оффиций преторианской префектуры, городских округов и диоцезов, осуществляя таким образом контроль над бюрократией этих областей и уменьшая её независимость.

Что же касается их функции, историк VI века Прокопий Кесарийский рассказывает в своей «Тайной истории»:

«В прежние времена римские автократоры, заботясь о том, чтобы их извещали обо всем как можно быстрее и чтобы все передавалось без промедления, касается ли дело того, что учиняют враги в какой-то отдельной области, или восстаний в городах, или другой непредвиденной беды, или того, что повсюду в Римской державе совершается начальствующими лицами да и всеми прочими, а также, наконец, заботясь о том, чтобы те, кто пересылает им ежегодные подати, могли делать это безопасно, без промедления и риска, повсюду устроили скорое почтовое сообщение»

Как курьерской службе, в обязанности аgentes in rebus входил надзор за дорогами империи и постоялыми дворами, перенос писем, проверка наличия у путешественника специального ордера. Другие задачи включали контроль над провинциальной бюрократией и доставки в провинции указов из столицы. Находясь вне контроля наместников провинций, некоторые агенты были назначены тайной полицейскими по надзору за их действиями. Философ Либаний обвиняет агентов в вымогательстве у провинциалов. Но несмотря на это, обвинения были преувеличены. Количество агентов постепенно сокращалось и его численность стала регулироваться императорами, не доверявших агентам: указы о численности агентов издавались при Феодосии II, Льве I. Императорскими указами также регулируются их продвижение по службе, которое должно проходить строго по старшинству за исключением двух офицеров, которых император мог продвинуть через звание выше по своему распоряжению.

Agentes in rebus использовались для контроля арестов высокопоставленных чиновников по мере необходимости, для сопровождения римлян, находившихся в изгнании (как, например Иоанна Златоуста в 404 году) и даже для оказания помощи государству по регулировании дел церкви. Аммиан Марцеллин и Прокопий также отмечали их использование в качестве послов в нескольких случаях. Agentes in rebus исполняли роль роль таможенников, контролеров общественных работ и т. д.


" Не тот велик, кто ни когда не падал,
а тот велик, кто падал и вставал"
 
"ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР" » Историческая энциклопедия Античного периода » Римская Империя » Табелярий и бередос (Курьеры государственной почты)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024